Правополушарное рисование
На каждом занятии дети создают художественный шедевр, пользуясь приёмами зеркального рисования, рисования двумя руками, поочерёдными рисованиями двумя руками, упражнениями на развитие мыслительных процессов, музыкотерапии.
Программа занятий
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №138"
СОГЛАСОВАНО Зам. зав. по ВМР Чикина Т.С. « « 2023 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №138 Л.А. Денисова " " 2023г. |
ПРОГРАММА
дополнительного образования
художественно-эстетической направленности
«Правополушарное рисование»
для детей 3-7 лет
Педагог: Лепеха Е.А.
г. Рязань
Актуальность.
Пояснительная записка
Для детей естественно любить рисование красками и карандашом, лепку, пение. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.
Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.
Дети, у которых развиты оба полушария, меньше устают, повышается работоспособность.
Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».
Программа дополнительной образовательной по правополушарному рисованию является инновационным образовательным программным документом.
Инновация - приобщение детей к художественному творчеству посредством правополушарного рисования в образовательной области «Художественное творчество».
Данная программа, позволит закрепить с детьми, такие понятия как: композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.
Программа разработана на основании следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013г.
- «Примерные требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дошкольного образования»
(письмо Министерства образования РФ от «11» декабря 2006 № 06- 1844). •
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Направленность программы
Образовательная программа «Правополушарное рисование» имеет художественно- эстетическую направленность.
Обучению рисованию направлено на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к познанию окружающего мира, а также познанию самого себя, как целостной единицы.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве.
В процессе реализации данной программы, педагог подходит к каждому обучающемуся как к самобытной личности, обладающей своими чертами характера и способностями.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать).
Учащиеся вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
Цель программы
Образование и воспитание ребёнка через погружение его в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи программы:
Не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Никогда не говорить юному художнику, что он рисует неправильно, это может полностью изменить его картину мира. Не навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Воспитательные:
- привитие интереса к художественному творчеству;
- воспитания эстетического отношения к действительности;
- трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, доверительного отношения к себе, окружающему миру;
-воспитание коммуникативной культуры.
Развивающие:
- формирование положительной самооценки;
- реализация творческого потенциала;
Метод правополушарного рисования позволяет:
-
- Проявить индивидуальность,
- Упростить творческий процесс,
- Исключить анализ деятельности,
- Избавить от внутренних преград,
- Обрести внутреннюю гармонию,
- Раскрыть творческие способности,
- Сделать человека более внимательным к людям и окружающему миру.
Разработчики ФГОС ДО проанализировали систему образования в Скандинавских странах и Великобритании. Великобритания, так же как и РФ ориентирована на получение знаний в дошкольном возрасте в отличии от Скандинавии, где дошкольник погружен в природосообразные виды деятельности. Наши ученые выяснили, что дети из Скандинавских стран в школе учатся лучше. Тем самым подтверждена необходимость развития правого полушария головного мозга как основы гармоничного развития ребенка.
Ожидаемый результат:
- Снятие детских страхов;
- Развитие уверенности в своих силах;
- Развитие пространственного мышления;
- Умения свободно выражать свой замысел;
- Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
- Умения детей работать с разнообразным материалом;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.
- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие
Возраст детей
Данная программа предназначена для детей 3-7 лет.
Срок реализации программы
Содержание программы реализуется за один год обучения. Общий объем реализации программы- 64 занятия.
Режим занятий
Форма занятий - групповая
Учебный процесс строится согласно календарно - тематическому планированию.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – 30 минут.
Методы, используемые в работе:
- Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого потенциала;
- Зеркальное рисование;
- Рисование двумя руками
- Поочередное рисование руками
- Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, и т.д.
- Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
Перспективное планирование
для развития творческих способностей у детей 3 - 7 лет
Мес яц |
Тема |
Цель |
Форма |
Количество минут |
Сентябрь |
Все о правополушарном рисовании |
Знакомство детей с правополушарным рисованием |
Беседа |
30 |
Тренинг |
30 |
|||
Небо |
Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей. |
Ясное |
30 |
|
Хмурое |
30 |
|||
Картинка про лето. |
Развивать умение отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы. Развивать образное восприятие, |
Рисование акварельными красками |
30 |
|
Летний пейзаж |
30 |
|||
«Чего не хватает у каждого из этих предметов» |
Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику. |
НП Игра |
30 |
|
Дорисовывание рисунка |
30 |
|||
Октябрь |
Деревья |
Развивать умение рисовать с натуры силуэты листьев и аккуратно закрашивать их акварельными красками, переходя от одного цвета к другому. |
Рисование акварельными красками |
30 |
Срисовывание с натуры. |
30 |
|||
Зеркальное рисование |
Развивать мышление, произвольное внимание, память, речь. |
Рисование двумя руками вместе. |
30 |
|
Отражение тени |
30 |
|||
«Золотая осень» |
Развивать умения детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя |
Рисование гуашью |
30 |
разные цвета для стволов (темно- коричневый, темно- серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Развивать творчество. |
Перемешивание цвета, работа с палитрой. |
30 |
||
Найди фото |
Развитие зрительно- пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет- силуэт» при наличии спорных ( похожих на предмет) изображений. |
НПИ |
30 |
|
Рисование портретов. |
30 |
|||
Ноябрь |
«Что нам осень принесла» |
Закреплять образные представления о дарах осени, формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. |
Рисование гуашью |
30 |
Натюрморт |
30 |
|||
«Найди отличия». |
Развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. |
Работа со схемами |
30 |
|
«Деревья смотрят в озеро» |
Развивать умение детей рисовать двойные изображения (зеркально симметричные) красками. |
Рисование красками |
30 |
|
Отображение тени |
30 |
|||
Рисование на цветной бумаге |
Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности, активация работы с образами и ассоциациями, т.е. «включение» правого полушария |
Работа с цветом |
30 |
|
Рисование акварельными красками |
30 |
|||
Выполни по образцу |
Тренировка концентрации внимания |
Игра |
30 |
|
Декабрь |
Клоун и кукла |
Развивать у детей умение передавать фигуру человека, изображать черты лица. Учить мальчиков рисовать с натуры образ веселого клоуна, используя яркие контрасты красок. Учить девочек рисовать с натуры образ любимой куклы. |
Рисование гуашью |
30 |
Рисование с натуры |
30 |
|||
«Повтори орнамент». |
Способствовать развитию концентрации внимания, памяти. |
Игра со схемами |
30 |
|
Рисование по шаблонам |
30 |
|||
«На новогоднем празднике» |
Продолжать формировать умения намечать силуэт новогодней ёлки и передавать пушистость ветвей с помощью оттисков поролоновым |
Рисование с использованием подручного материала |
30 |
тампоном. Украшать новогоднюю ёлку разноцветными игрушками. Развивать чувство цвета, фантазию, творческие способности и воображение. |
Рисование елки различными способами |
30 |
||
Зима |
Умение передавать свое видение картины, отражать свое настроение в цвете. Развитие творческих способностей. |
Рисование карандашами |
30 |
|
Рисование красками |
30 |
|||
Январь |
Снегурочка |
Продолжать знакомить детей с понятием «холодные цвета». Закреплять умение рисовать с натуры. Развивать творчество, фантазию и художественный вкус. |
Рисование гуашью |
30 |
Использование в работе подручных материалов |
30 |
|||
«Запомнил - нарисовал». |
Формировать осознанное восприятие; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте. |
Игра |
30 |
|
Срисовывание с картинки |
30 |
|||
«По горам, по долам...» |
Развивать умение передавать свое видение картины. Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа) |
Рисование гуашью |
30 |
|
Использование в работе природного материала |
30 |
|||
Рисование другой рукой |
Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, точного выполнения рисунка. |
Рисование карандашами. |
30 |
|
Вольное рисование |
30 |
|||
Февраль |
Портрет папы |
Развивать художественное восприятие образа человека. рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). Упражнять в смешивании красок для получения цвета лица. |
Рисование гуашью |
30 |
Смешивание красок |
30 |
|||
«Какая она». |
Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, развивать умение рассказывать по картине. |
Рассматривание картины. |
30 |
|
30 |
||||
«Ветка рябины зимой» |
Формировать умение передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение |
Рисование красками |
30 |
красиво располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные приемы рисования кистью (всем ворсом и концом). |
Приемы работы с кистью |
30 |
||
Путаница. |
Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно - пространственной ориентировки, воображения и логического мышления |
Дид/игра, работа с картинками |
30 |
|
Упражнение «Волшебные картинки» |
30 |
|||
Март |
Картинка маме к празднику |
Вызвать желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Развивать творческие способности. |
Рисование открытки |
30 |
Портрет мамы |
30 |
|||
«Нелогичные ассоциации». |
Развивать ассоциативное мышление. |
Нпи, работа с разрезными картинками. |
30 |
|
Букет для мамы |
Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей. |
Рисование гуашью |
30 |
|
Симметричное рисование |
30 |
|||
Узнай, что это? |
Активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно- пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части. |
Игра со схемами |
30 |
|
Апрель |
Ракета в космосе |
Рассказать детям о первом человеке, полетевшем в космос, – Юрии Гагарине. Совершенствовать умение рисовать ракету красками. Развивать творческие способности. |
Рисование красками. |
30 |
Рисование способом набрызгивания |
30 |
|||
«Раскрась правильно» |
Развивать внимание. |
Работа с раскрасками |
30 |
|
«Звёздное небо» |
Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – правополушарного рисования. Упражнять в работе пером, гаушью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию |
Рисование с использованием способа - набрызгивание. |
30 |
|
Рисование с помощью пузырьков |
30 |
Цифровая таблица |
Развитие внимания, наблюдательности. |
Игры с таблицами |
30 |
|
Май |
Цветут сады |
Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности. Развивать: умение рисовать разными красками - эстетическое восприятие, образные представления. |
Рисование гуашью с использованием природного материала. |
30 |
30 |
||||
«Запомни точки» |
Развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления. |
Игры с таблицами. |
30 |
|
«Букет цветов» |
Развивать умение создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме Закреплять знание теплых и холодных тонов. Развивать композиционные умения (в центре помещать самые крупные цветы, ближе к краям располагать цветы помельче). Закреплять плавные, неотрывные движения руки при работе кистью, умение рисовать всем ворсом кисти и ее концом. Развивать эстетические чувства |
Рисование с кисточками разного размера. |
30 |
|
Рисование с помощью губки |
30 |
|||
Салют!!! |
Развитие творческих способностей, формирование умения передавать в картине праздничное настроение. |
Составление коллажа |
30 |
|
Рисование открытки |
30 |
Литература:
- Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения Искусство и развлечения Искусство Ав. Анастасия Истомина, 2015г.
- «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
- Ссылка ngch.ru
- 3.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- 4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
- И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.:
«Карапуз», 2009
- И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
- О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника